Новости университета

Кафедра общей физики и дидактики физики
История кафедры ОФиДФ

Вы здесь

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 28 мая 1965 г. № 421, постановления Совета Министров УССР от 11 июля 1965 г. № 572 и Приказа Министерства высшего и среднего специального образования УССР от 7 июля 1965 г. № 410 на базе Донецкого филиала Харьковского госуниверситета им. А. М. Горького организован Донецкий государственный университет. Первый ректор ДонГУ – профессор Литвиненко Леонид Михайлович.

На момент организации университета физический факультет состоял из четырёх кафедр: физической гидродинамики, экспериментальной физики, физики низких температур и рентгенометаллофизики. Но жизнь страны требовала большего количества молодых специалистов других профессий. На физическом факультете открывались новые кафедры: теоретической физики (1967 г.), электрорадиотехники и радиоспектроскопии  (1968 г.), биофизики (1969 г.), технических систем средств управления (1972 г.), математической физики (1975 г.).

В соответствии с приказом министра высшего и среднего специального образования УССР № 3326 от 17 июня 1974 г. «Об изменениях в структуре Донецкого госуниверситета» и приказом по Донецкому государственному университету № 953 от 1 июля 1974 года с целью совершенствования организации учебного процесса, улучшения качества подготовки специалистов и создания благоприятных условий для развития научно-исследовательской работы кафедра экспериментальной физики была разделена на две: «экспериментальной физики» и «общей физики и методики преподавания физики».

Кафедра «общей физики и методики преподавания физики» (ОФ и МПФ) была утверждена в следующем составе:

  1. Арыдин Василий Михайлович, и. о. зав. кафедрой.
  2. Бажин Анатолий Иванович, доцент.
  3. Дворянкин Валентин Васильевич, доцент.
  4. Белая Тамара Дмитриевна, ст. преподаватель.
  5. Белянская Виолетта Афанасьевна, ст. преподаватель.
  6. Безнощенко Алексей Михайлович, ст. преподаватель.
  7. Гутыря Лия Семёновна, ст. преподаватель.
  8. Дуброва Эмилия Григорьевна, ассистент.
  9. Набережных Валентина Васильевна, ассистент.
  10. Трынкин Анатолий Петрович, ассистент.
  11. Цевмат Александр Иванович, ассистент.
  12. Яцик Розалия Фёдоровна, ассистент.

В декабре 1974 г. на кафедру по переводу с КЭФ пришёл Петренко Юрий Александрович, доцент, к. хим. н. В скором времени уволились Дворянкин В.В., Дуброва Э.Г. и Цевмат А.И. В 1976 году на должность ст. преподавателя пришёл Бешевли Борис Иванович.

Первым заведующим утверждён Василий Михайлович Арыдин, преданно пестовавший кафедру ОФ до 1980 года. Выбран он был не случайно: Арыдин В.М. работал в Донецком педагогическом институте с первого сентября 1959 года, в котором получил педагогическое образование (диплом выдан в 1950 г.) и степень кандидата педагогических наук (1968 г.). Личность – одухотворённая, писал картины: портреты близких людей, виды родного Донецка. Одарённый педагог-методист, требовательный руководитель, тонко чувствующий духовную атмосферу коллектива, приступил к налаживанию учебного процесса новой кафедры. Кафедра по своему статусу – общеобразовательная, читала курс «Общей физики» студентам математического, химического и биологического факультетов и курс методики преподавания физики студентам физического факультета. Учебные занятия проводились с применением кино, диапроекций, эпипроекций. Внедрялись современные методы машинного контроля знаний студентов с помощью «КИСИ-5».

За первый год работы на новой кафедре были созданы шесть научных и три учебных лаборатории: (218 – «Механики и молекулярной физики», 226 – «Электричества», 227 – «Оптики»), а также методкабинет (217) и препараторская (219). В препараторской студенты изучали демонстрационные приборы, готовили демонстрации и проводили их во время чтения лекций преподавателями кафедры.

 

Учебно-исследовательская работа со студентами организовывалась по педагогическому направлению. Изучался опыт работы ведущих учителей физики Донецкой области И.Я. Борца и Б.И. Дегтярёва (СШ №17 и СШ № 45), опыт Шаталова В.Ф. Были изданы новые методические указания по решению задач, по проведению педагогической и производственной практик, по написанию курсовых и дипломных работ, по организации методических кабинетов кафедры, по проведению лабораторных практикумов.

Шаталов Виктор Федорович на встрече со студентами и преподавателями физического факультета ДонНУ

Бажин А.И.Научную работу преподаватели осуществляли по следующим направлениям: «Исследование электронного пучка на основе дуоплазмотрона и разработка рабочей конструкторской документации элементов эмиссионного электронного микроскопа», «Взаимодействие ионов и электронов с твёрдыми телами» (научн. рук. доц. Бажин А.И.), «Исследование возможностей применения мощных ультразвуковых колебаний для разрушения горных пород в жидких средах» (научн. рук. доц. Петренко Ю.А.), «Формирование у студентов университета способностей к НИР в области методики преподавания физики» (научн. рук. доц. Арыдин В. М.)

Особенно успешно выполнялись госбюджетные и хоздоговорные тематики под научным руководством доц. Бажина А.И. По этим тематикам наибольшее количество публикаций (более 10-ти в год), участий в научных конференциях; ежегодный экономический эффект составляет более чем 3,5 рубля на рубль затрат. Результаты работ подкреплялись внедрением их в производство.

Проводились ежемесячные научные семинары кафедры (рук. доц. Бажин А. И.), успешная подготовка к защите аспирантов (Рыжов В.Н., Шестов В.П., Конопелько Е.И.), завершалась подготовка докторской диссертации Бажина А.И.

Осуществлялись широкие научные связи в форме содружества с различными организациями: совместные исследования, публикации, обсуждение исследуемых вопросов на научных семинарах, научных конференциях. Научные связи поддерживались с НИИ электроники г. Калуга, Донецким политехническим институтом (хозтема «Взаимодействие водорода с металлами»), Харьковским госуниверситетом (каф. физической химии по тематике ультразвуковых методов исследования жидкостей), Гданським политехническим институтом.

Лия Семеновна Гутыря Уделялось большое внимание формированию демократического мировоззрения у студенчества. Преподаватели кафедры курировали студенческие творческие коллективы, писали сценарии искромётных «Дней физика» и принимали активнейшее участие в их проведении. Светлой отдушиной в жизни факультета была стенная газета «Электрон», бессменным редактором которой была Лия Семёновна Гутыря. В редколлегию газеты входили творчески одарённые и талантливые студенты факультета и молодые сотрудники кафедры общей физики.

Атанов Геннадий АлексеевичВ 1980 году В.М. Арыдин передал кафедру новому заведующему: Геннадию Алексеевичу Атанову, который к тому времени был доцентом кафедры физической гидродинамики, доктором физико-математических наук. С его приходом начался процесс модернизации кафедры по учебно-методическому и научному направлениям. Жизнь требовала от высшей школы выпуска готовых к трудовой деятельности молодых специалистов. Откликаясь на этот призыв, Атанов Г.А. стал инициатором внедрения в обучение деятельного подхода, новых современных информационных технологий, методов искусственного интеллекта. Он работал методически, целенаправленно, с невероятной работоспособностью, являясь ведущим по многим направлениям научной и педагогической деятельности. Написал 6 монографий, имеет более 140 публикаций по гидродинамике и более 80 – по дидактике.

Вместе с ним пришла на кафедру группа его учеников-единомышленников: асс. Семко А.Н., снс. Украинский Ю. Д., асс. Зуйкова З.Г., зав. лаб. Губский В.И., асс. Ветров С.В., асс. Коломенская В.В. и др. Они перенимали педагогический опыт старших товарищей, принимали активное участие в переоснащении учебных лабораторий. В частности, были созданы новые лабораторные работы с применением лазеров, открыт компьютерный класс, обновлены методические пособия.

Атановым Г.А. была создана научная школа «Гидроимпульсные технологии». Вместе со своими учениками он внёс значительный вклад в теоретическое и экспериментальное исследование установок для получения импульсных струй жидкости сверхвысокой скорости (ультраструй), движения их в различных средах и взаимодействия ультраструй с преградой. В этой области под руководством Атанова Г.А. успешно выполнялись работы по госбюджетным и хоздоговорным темам.

В 1987 году кафедрой совместно с НИИ Механики МГУ была проведена IV Всесоюзная конференция «Современные проблемы аэрогидродинамики». В 1994 году на базе кафедры проведена I Международная конференция «Численные методы в гидравлике и гидродинамике», в 2002 - Международная конференция «Актуальные проблемы механики сплошных сред».

Другим важным направлением научной деятельности Атанова Г.А. было возрождение дидактики высшей школы. Результатом многолетнего труда явилась фундаментальная книга «Обучение и искусственный интеллект, или основы современной дидактики высшей школы», написанная в соавторстве с его ученицей Пустынниковой И.Н., стипендиатом Кабинета Министров Украины и «Соросовским аспирантом».

На базе кафедры в 1990, 1991 годах были проведены Всесоюзные конференции, а в 1993 Международная конференция «Методологические, дидактические и психологические аспекты проблемного обучения физике», в 1993, 1994, 1996 годах – Международные конференции «Компьютерные программы учебного назначения», в 1997 году – Международная конференция «Современные проблемы дидактики высшей школы».

Атанов Г.А. подготовил более десяти кандидатов (физико-математических, технических наук и педагогических) наук (Украинский Ю.Д., Уланов Н.Г., Семко А.Н., Бешевли Б.И., Зуйкова З.Г., Воронин С.В., Толстых В.К., Ветров С.В., Коломенская В.В., Мартынович Н.Н., Пустынникова И.Н., Евсеева Е.Г.), руководил защитой докторской диссертации Семко А.Н.

Геннадий Алексеевич Атанов за время работы на кафедре достиг многого: академик Академии наук высшей школы Украины, член Международного совета по искусственному интеллекту в обучении, Международной ассоциации по распространению компьютеризации в обучении, член совета директоров Международной ассоциации по водоструйным технологиям, секретариата национального комитета Украины по прикладной и теоретической механике. Американский биографический институт включил Г.А. Атанова в справочники «Выдающиеся люди XX века» и «2000 выдающихся ученых XX века», Кембриджский международный биографический центр назвал его выдающимся интеллектуалом XX века.

Грановский Яков ИосифовичВ 1988 году кафедра общей физики и методики преподавания физики была объединена с кафедрой экспериментальной физики, возглавляемой в то время профессором, доктором физ.-мат. наук Грановским Яковом Иосифовичем. Вместе с ним в состав кафедры общей физики вошли: проф. Мамалуй Ю.А., доц. Русаков В.Ф., доц. Малюк Н.Г., асс. Жеданов А.С., доц. Козинская А.И., доц. Заблоцкий В.А., асс. Руденко О.С.

В 1992 г. кафедра была переименована в кафедру общей физики и дидактики физики и стала единственной в Украине, которая готовила специалистов по квалификации «Физик. Преподаватель физики и основ информатики» для работы в различных отраслях науки, производства и образования, включая и высшую школу. Некоторые выпускники кафедры в дальнейшем стали ее преподавателями: Дудьянова Е.В., БорисенкоТ.Ю., Бондарь Е.Д., Локтюшина Ю.В.

В 1999 году кафедру возглавил к.ф.-м.н. Русаков Владимир Федорович (с 2009 г. д.ф.-м. н., с 2011 г. – профессор). Под его руководством был модернизирован комплекс учебных лабораторий. Компьютерный класс был оснащен современной компьютерной техникой, подключен к сети. В период руководства кафедрой Русаковым В.Ф. были разработаны и внедрены в учебный процесс новые спецкурсы по методике и дидактике физики, инновационные формы, методы и технологии обучения. В эти годы в преподавательский состав кафедры вошли доц. Сухорукова О.С., доц. Головчан А.В., асс. Полякова Т.А., асс. Ткаченко В.С. В 1999 году на кафедре в рамках факультета смежных и дополнительных профессий было создано отделение физики и информатики, в котором студенты и выпускники инженерных высших учебных заведений могли получить квалификацию “Преподаватель физики и основ информатики”, что значительно расширило спектр их профессиональной деятельности.

Под руководством профессора Мамалуй Ю.А. на кафедре была создана научная школа «Физика магнитных явлений» по исследованию доменных структур феррит-гранатовых плёнок. (проф., д.ф.-м.н. Заблоцкий В.А., д.ф.-м.н. Сирюк Ю.А., к.ф.-м.н Козловская И.В., к.ф.-м.н. Сойка Е.Н.  к.ф.-м.н. Безус А.В., ст. преп. Бондарь Е.Д. Сотрудники кафедры проходили научную стажировку за границей: Институт экспериментальной физики (Фрайберг, Германия), Институт физики Польской академии наук (Варшава, Польша). Осуществлялось научное сотрудничество с зарубежными высшими учебными заведениями: Университетом г. Белосток, (Польша), институтом физики Академии наук Чехии, технологическим институтом Нью-Джерси (США).  

Семко Александр НиколаевичРаботу по исследованию импульсных и волновых движений жидкости, начатую на кафедре Г.А. Атановым, продолжил профессор, д. ф.-м. н. Семко А.Н. Он руководил научно-исследовательской работой по госбюджетным и хоздоговорным тематикам, под его руководством сотрудники кафедры выиграли два гранта: исполнители доц. Зуйкова З.Г., доц. Коломенская В.В., доц. Русанова О.А. Он автор четырех монографий, пяти патентов Украины. Под его руководством было защищено 3 кандидатские диссертации (Русанова О.А., Решетняк В.В., Казак О.В.)

В 2015 году кафедру возглавил к.т.н., доц. Бешевли Борис Иванович, с 2018 года кафедрой руководит к.ф.-м.н., доц. Малюк Николай Григорьевич.

На кафедре развиваются несколько научных направлений:

  1. исследование цилиндрических магнитных доменов в тонких пленках;
  2. особенности поведения упругих волн в слоистых средах;
  3. гидроимпульсные технологии;
  4. современные технологии в металлургии и переработке отходов;
  5. активизация учебной деятельности при изучении естественно-научных дисциплин;
  6. использование современных информационных технологий обучения при подготовке учителей физики.

В 2016 году на кафедре открыто новое направление подготовки по образовательно-квалификационному уровню академический бакалавр – 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки («Физика» и «Информатика»)».

В 2019 году магистерская программа по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование (Информатика в физическом образовании)» прошла государственную аккредитацию в Российской Федерации. В 2020 году государственную аккредитацию в Российской Федерации прошла и магистерская программа по направлению 03.04.02 «Физика (Компьютерная физика)».

Сотрудниками кафедры разработаны Республиканские Стандарты высшего профессионального образования и основные образовательные программы образовательно-квалификационного уровня бакалавр по направлениям 03.03.02 «Физика» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки («Физика» и «Информатика»)», образовательно-квалификационного уровня магистр по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование (Информатика в физическом образовании)» и по направлению 03.04.02 «Физика (Компьютерная физика)».

Кафедра активно участвовала в разработке «Концепции развития физического образования в ДНР».

В апреле 2016 года кафедра совместно с Республиканским институтом последипломного педагогического образования провела республиканскую научно-практическую конференцию «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы».

Кафедра ОФ и ДФ сотрудничает со школами региона, с Донецким физико-техническим институтом, с Республиканским институтом последипломного образования, участвует в организации и проведении Республиканских олимпиад школьников по физике и астрономии, работе Малой академии наук. Оказывает методическую и практическую помощь учителям школ.

Кафедра ОФ и ДФ сотрудничает со школами региона, с Донецким физико-техническим институтом, с Республиканским институтом последипломного образования.

Много внимания на кафедре уделяется популяризации физики и работе со школьниками. Сотрудники кафедры участвуют в проведении районных и республиканских олимпиад по физике и астрономии; в работе малой академии наук; проводят занятия в воскресной «Школе юного физика»; организовывают и проводят ежегодные олимпиады по физике Донецкого национального университета среди школьников и республиканские олимпиады по физике среди студентов нефизических специальностей.

Особое место занимают ежегодные мероприятия «Студент на один день», где Все абитуриенты могут на некоторое время почувствовать себя настоящими студентами и окунуться в атмосферу университетской жизни.