Новости университета

Многопрофильный лицей-интернат

Вы здесь

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Внедрение исследовательского подхода в обучение, который предусматривает формирование продуктивного мышления является важней задачей.. Исследовательская деятельность должна стать органической частью учебной деятельности всех обучающихся. В связи с указанной проблемой возникает масса вопросов. Ниже рассмотрены ответы на некоторые из них.

Вопрос 1. С чего начинать?

Начинать нужно с осмысления сущности исследовательского подхода, его особенностей и возможностей. Этот подход предусматривает формирование в процессе обучения приемов исследования, поиска новых знаний, решение познавательных проблем, направляемых учителем в большей или меньшей степени.

Вопрос 2.Как привлечь учащихся к исследовательской деятельности?

Задача состоит в том, чтобы сформировать у них познавательный интерес к исследовательской деятельности. Обычно это происходит в процессе решения исследовательских задач, которые могут рассматриваться и на обычных уроках по предмету, но более удобными для этих целей являются факультативы, спецкурсы, кружки.

Вопрос 3. Что такое исследовательская задача?

В исследовательской задаче имеется возможность рассмотреть частные случаи разного уровня сложности, образующие последовательность подзадач, решения которых способствует поиску подхода к решению основной задачи. Хорошая исследовательская задача предоставляет большой простор для обобщений и уточнений, выход на задачу, имеющую научную значимость.

Вопрос 5. Где взять хорошие задачи для исследования?

В интернете имеется много источников исследовательских задач. Но не так просто в этих источниках вычленить то, что может стать научной исследовательской задачей, Желательно, чтобы задачу поставил человек, имеющий представления о какой-нибудь актуальной области, опыт собственной научной работы и вкус к просто формулируемым задачам.

Вопрос 7. Как организовать исследовательскую работу обучающихся?

Привлечение учащихся к исследовательской деятельности предполагает не только формирование исследовательских приемов деятельности, но и создание с их помощью продукта.Это требует создания специальных условий, обеспечения индивидуального подхода, управление исследовательской деятельностью обучающихся. Одним из средств управления исследовательской работы обучающихся может быть «техзадание» в котором формулируется исследовательская задача доступными средствами, даются рекомендации по подготовке и проведению исследования.

Вопрос 8. Каковы требования к результату исследования?

Требование существенно зависит от того является ли исследовательская деятельность учебной или научной. Для учебной исследовательской деятельности сохраняются все требования к результату учебной деятельности. Требуется только больше внимания к «обнародованию» результата и поощрению деятельности. Научно-исследовательская работа школьника должна быть выполнена самостоятельно. Это не означает невозможность участия руководителя или консультанта в оказании помощи в выборе направления «движения», в выходе из тупика и т.п.

Вопрос 9. Как представить результаты исследования?

Результаты научно-исследовательской работы должны быть представлены в виде текста, оформленного в соответствии с правилами написания научных статей, а именно:

  • - четко сформулирована задача исследования;
  • -дано описание того, что сделано самостоятельно;
  • -приведено обоснование полученного результата.

Работа, претендующая считаться научной должна получить подтверждение на соответствующем семинаре или конференции.

Наивысшим уровнем представления результата исследования является его публикация в издании, предназначенном для этих целей.