Новости университета

Кафедра русского языка
Научные школы и направления кафедры русского языка

Вы здесь

На страницу Научная деятельность кафедры русского языка

Научные школы

Донецкая дериватологическая школа профессора В. И. Теркулова.

Цели работы

 

Теоретическая: исследование синхронного состояния и диахронного развития аббревиатурной системы русского языка,изучение явлений аббревиатурной симультанности, комплексных единиц аббревиации и квазиаббревиации, а также процессов и явлений, смежных с аббревиацией.

 

 

Практическая: создание «Толково-эквивалентностного словаря сложносокращённых слов», «Словаря дешифровальных стимулов сложносокращённых слов», «Словаря квазиаббревиатур русского языка».

Структурное подразделение: студенческая Экспериментальная лаборатория исследований тенденций аббревиации.

 

Создана решением Учёного совета ДонНУ, протокол № 6 от 27.05.16.

Состав лаборатории: 1 доктора наук, 1 кандидат наук, 4 аспиранта, 2 преподавателя, 19 студентов, 1 школьник. Всего: 28 человек.

Научные программы. Выигран грант фонда Русский мир 2016/II-238, «Историко-эквивалентностное описание системы аббревиатур русского языка в студенческой Экспериментальной лаборатории исследований тенденций аббревиации: теория, словари (грант на издание словаря)». Исследования школы осуществляются также в рамках выполнения инициативной темы в ГОУ ВПО ДонНУ «Описание современного русского языка в его функциональных разновидностях как основа для коррекции устной и письменной речи жителей Донбасса»(Шифр Г-16/7, № 0117D000081).

Главные достижения

Обоснованы и описаны: три ономасиологических типа аббревиации; особенности синхронного и диахронного подходов к аббревиации; различие универбализации, квазиунивербализации и псевдоунивербализации как взаимосвязанных процессов формирования аббревиатурной системы русского языка;различие двух типов абброконструктов — абброэквивалентов и абброморфем; разграничение аббревиатур и квазиаббревиатур как на синхронном, так и на диахронном срезах языка; дешифровальные стимулы как стереотипы дешифровки абброконструктов на синхронном срезе языка; типология дешифровальных стимулов, включающая презентативы и интерпретативы(модификативы и релятивы); параметры существования гнёзд эквивалентности; система аббревиатурных групп и аббревиатурных гнезд; симультанные абброконструкты,гибридные композитно-аббревиатурных единиц.

Разработаны: методики этимологизации аббревиатур; методики прогнозирования отношений эквивалентности в гнёздах, принципы составления толково-эквивалентностного словаря сложносокращённых слов.

Представителями школы защищены 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций.

Признание

Деятельность школы освещена в статье «Донецкая дериватологическая школа» в № 6 за 2017 г. Вестника МГУ. Представители школы провели мастер-классы, посвящённые описанию особенностей работы над «Толково-эквивалентностным словарём сложносокращённых слов русского языка»: мастер-класс Экспериментальной лаборатории исследований тенденций аббревиации на 1 Международном симпозиуме «Русский язык в поликультурном мире» (Ялта, 2017 г.) 

 

 

 

 

 

 

 

и мастер-класс Экспериментальной лаборатории исследований тенденций аббревиации: «Принципы составления толково-эквивалентностного словаря сложносокращённых слов русского языка» (Донецк, 2019 г.). Работа школы обсуждалась на 3 Международном педагогическом форуме в г. Сочи (2016 г.), на 1 Международном симпозиуме «Русский язык в поликультурном мире» (Ялта, 2017 г.), на Съезде славистов Скандинавии (Финляндия, 2019 г.)

В. И. Теркулов как руководитель школы включён в программный комитет Санкт-Петербургской филологической конференции. На Международном конгрессе исследователей русского языка в МГУ (2019 г.) ему было доверено руководство секцией «Словообразование», которая работала под эгидой словообразовательной комиссии Международного конгресса славистов.

Участниками школы было опубликовано более 200 работ, среди которых наиболее значимыми являются три монографии, а также публикация статей В. И. Теркулова и тогда ещё студентов третьего курса русского отделения филологического факультета ДонНУ А. Бровца, В. Рязановой, Е. Акулич в № 6 за 2017 г. Вестника Московского университета.

Участники школы сделали более 200 докладов на конференциях разного уровня, в том числе и на пленарных заседаниях этих конференций.

Студенты, являющиеся членами Экспериментальной лаборатории исследований тенденций аббревиации (А. Бровец, В. Рязанова, К. Емельянова, Е. Кондратьева, М. Самошина, Е. Крестьянинова, Д. Брацун), неоднократно становилисьпобедителями и призёрами Международных конкурсов студенческих научных работ.

Школа лингворегионалистики профессора В. И. Теркулова.

Цели работы

Теоретическая. Определение базовых категорий регионалистики, объекты описания: социально-политические причины возникновения и развития региона: источники и условия миграции в Донбасс (для определения миграционных составляющих языковой системы региолекта); языковая политика на территории региона; источники формирования системы регионально маркированных языковых черт; система региолектных идиомов; донецкие шахтёрский и металлургический сленги как источники формирования уникальной части донецкого словаря; система региолектных говоров Донбасса; общие особенности региолектной языковой системы: региолектная фонетика; региолектный словарь; региолектная грамматика; региональная топонимия, в том числе и урбанонимия и микротопонимия, как официальная, так и неофициальная и историческая; региональная языковая картина мира; региональный текст.

Практическая: создание методик сбора и анализа региолектного материала, создание системы словарей донецкого региолекта.

Состав школы: 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 3 аспиранта, 3 преподавателя, 5 студентов. Всего: 17 человек.

Научные программы 

Выигран грант фонда Русский мир 1684Гр/II-286-16 «Донецкий региолект». Исследования школы осуществляются также в рамках выполнения инициативной темы в ГОУ ВПО ДонНУ «Описание современного русского языка в его функциональных разновидностях как основа для коррекции устной и письменной речи жителей Донбасса» (Шифр Г-16/7, № 0117D000081), в рамках которой реализуются 2 субпроекта: «Этнокультурные исследования языкового сознания (Ассоциативный психолингвистический эксперимент)»: совместно с Институтом языкознания Российской академии наук, руководители — д.филол.н., проф. Н. В. Уфимцева и к.филол.н., доц. А. Н. Стебунова и «Этнолингвистические исследования языка периода военных действий»: совместно с Южным научным центром Российской академии наук, руководители — Т. Ю. Власкина и В. С. Коробова-Латынцева.

Главные достижения:

Теоретические. Определены понятия «регионально маркированная языковая черта», «региолектный идиом», «региолектный говор», «региолект». Создана новая концепция лингвистической регионалистики, основывающаяся на представлении о региолектном просторечии как о базовом региолектном говоре.Определено понятие «диффузный региолект» — региолект, возникший на территориях позднего заселения в результате смешения языков, диалектов и региолектов мигрантов. Донецкий региолект является одним из ярких презентаций именно диффузных региолектов. Уникальность диффузных региолектов создаётся скорее не за счёт уникальности конкретных языковых фактов, а за счёт их «системного калейдоскопа», особой регионально маркированной организации. Установлена связь донецкого региолекта с донбасским субэтносом в пределах русского этноса. Региолект при этом трактуется как региональная разновидность русского национального языка. Установлены миграционные источники формирования донецкого региолекта. Уточнено понятие «регионализм» для диффузного региолекта. Установлены базовые фонетические черты донецкой речи. Определены базовые словообразовательные модели формирования регионализмов. Описаны грамматические (морфологические и синтаксические) черты донецкого региолекта. Определены основные черты языковой личности дончанина. Осуществляется анализ «донецких текстов»: текстов о Донецке и текстов донецких писателей.

Практические. Созданы методики сбора и обработки эмпирического материала, включающие: методику работы с информантами (тематика общения, подводка к объективации маркированных региолектных знаков, анкета.Во время проведения полевых работ собран базовый корпус текстов донецкого региолекта.Осуществлён анализ текстов, установлены базовые лексические, грамматические и лингвокультурологические черты региолекта.Составлены «Материалы к словарю донецкой речи», представленные в монографии «Донецкий региолект». Составлен словник неофициальных донецких урбанонимов и микротопонимов.Определены принципы описания регионализмов Донецкого региолекта, включающие анализ таких единиц с точки зрения их происхождения, сферы употребления, лексико-семантической групповой принадлежности и т.д. Формируется словарь констант донецкой лингвокультуры.

В. И. Теркулов как руководитель школы включён в программный комитет Международной научной конференции «Фортунатовские чтения» (в г. Петрозаводске).

Участниками школы было опубликовано более 50 работ, среди которых наиболее значимой является монография «Донецкий региолект».

Участники школы сделали более 50 докладов на конференциях разного уровня, в том числе и на пленарных заседаниях этих конференций.

Направления научных исследований

  1. Систематизация речевых жанров литературного произведения: доц. М. Н. Панчехина.
  2. Теория синтагмы: доц. В. А. Филатов.
  3. Систематизация жанров сети Интернет: доц. Н. В. Гладкая.
  4. Асимметричный дуализм в грамматике: доц. Н. П. Курмакаева.

Отчёт по научной деятельности за 2017 г.

Отчёт по научной деятельности за 2018 г.

Отчёт по научной деятельности за 2019 г.

 

На страницу Научная деятельность кафедры русского языка